Непальские королевские понтовозы.
Первый автомобиль появился в Непале в начале XX века. Доехать в столицу, город Катманду, своим ходом он не мог – в то время в Непал вели только пешеходные тропы. Поэтому автомобиль был доставлен через горные ущелья на плечах носильщиков. И единственной целью этого трудоемкого мероприятия были понты.
Дело в том, что автодорог в то время не было и в самом Катманду. Преисполненный важности король Непала катался на автомобиле по единственной специально построенной дороге вокруг своего дворца. Причем возможности покрасоваться на железном коне короля мог лишить всесильный премьер–министр из рода Рана – этот клан на столетие захватил фактическую власть в стране, перебив за один вечер всю верхушку непальской знати. Бессильный король Непала «даровал» Рана наследственный пост премьер–министра с унизительной формулировкой «я, король, разрешаю Рана и его наследникам поправлять все мои поступки».
Очарованные британским величием, непальские Рана старательно подражали англичанам: строили дворцы в псевдотюдоровском стиле, ходили в военной форме, учили детей английскому языку – и ввозили в страну бесполезные автомобили как признак крутизны и статуса. Вот почему выезд на машине был большой привилегией – разрешение на автопрогулку давал лично премьер–министр, и даже король не всегда мог его получить.
Популярна история об автомобиле, который в конце 1930–х подарил непальскому королю лично Гитлер, стремившийся ослабить влияние британцев в регионе. Сведения об этой машине противоречивы, но, скорее всего, до Непала она не добралась и зависла в северной Индии. Ведь несмотря на то, что в Непале постепенно появлялись автодороги, даже в 1950–х автомобили все еще нужно было до них донести на руках. На кдпв – портеры переносят автомобиль через ущелье в 1948. А здесь – носильщики на горной тропе в 1951.
Автомобиль королевской конюшни сыграл–таки важную роль в истории Непала. Вскоре после обретения независимости, Индия стала оказывать давление на непредсказуемое правительство своего северного соседа, в том числе поддерживая воюющих с авторитарным режимом партизан. В один из дней 1950 года король Трибхуван вышел из дворца на прогулку с семьей, тайком сел в машину и с минимумом вещей уехал в индийское посольство. Там он заявил, что является истинным демократом и ему претит деспотичное правление клана Рана. Индийское посольство было окружено непальскими войсками, но короля вывезли на дипломатической машине к самолету индийских ВВС и затем в Дели.
Непальский король так спешил, что в суматохе позабыл в Катманду своего младшего трехлетнего внука Гьянендру. Малыш не долго оставался «один дома». Рана отыскали королевского наследника и тут же объявили его полноправным королем. Вот малыш Гианендра на снимке, бодро отдает честь на собственной коронации. Живописный усатый дядька рядом с ним – премьер–министр Рана, вместе со своим внуком (справа), который станет главным товарищем для малыша королевских кровей. Правда, ни непальская знать, ни Индия фиктивную церемонию не признали – так что Рана вынуждены были пойти на переговоры, которые велись под личным контролем индийского лидера Джавахарлала Неру. В результате в 1951 Трибхуван вернулся в Непал, отменил все договоры своих предков с семейством Рана и вернул всю власть в королевские руки.
Однако причудливая судьба на этом не успокоилась – король–на–год Гьянендра и клан Рана вновь вышли на сцену в результате событий поистине шекспировского масштаба. В 2001 году подававший большие надежды сын действующего короля Непала, наследный принц Дипендра, выпускник элитного Итонского колледжа, пришел на королевский обед пьяным и в расстроенных чувствах. Отправленный отцом за дверь, он вернулся через час – с ружьем и двумя автоматами – после чего застрелил девятерых членов своей семьи (в том числе короля и королеву, своих брата и сестру), тяжело ранил еще пятерых, а затем выстрелил в себя и через три дня умер, не приходя в сознание. Официальная причина экстравагантного поступка – неразделенное родственниками желание юноши взять в жены девушку из ненавистного семейства Рана. Наследником трона оказался ни на что ранее не претендовавший Гьянендра, случайно отсутствовавший во дворце во время бойни.
Нельзя сказать, что правление последнего непальского короля было удачным. Непал – одна из беднейших стран мира. Попытки унять народные волнения авторитарными методами привели в конечном итоге к тому, что в 2006 Гьянендра был лишен статуса аватары Вишну. Посудите сами – кому после этого нужен столь неполноценный правитель? Уже в 2007 король лишен верховной власти, а в 2008 монархия в Непале окончательно низложена и установлено республиканское правление. По иронии судьбы, даже прокатиться по Катманду с ветерком бывшему королю не проще, чем его предкам – в наши дни столица Непала переполнена транспортом и плотно увязла в автомобильных пробках.